Роспись керамики
Подглазурная, надглазурная или декоративная?
В этой статье мы познакомимся с основными видами росписи керамических изделий
Роспись керамики
Создание традиционной керамики Изник – сложный многоступенчатый процесс ручной работы.

Впервые пройдя весь этап от начала до конца, начинаешь понимать масштаб труда, вложенного в каждое изделие.

Сначала необходимо создать керамическое изделие: подготовить глину, сформировать изделие, затем высушить изделие, обжечь, расписать, покрыть глазурью и снова обжечь. Каждый этап – чистое творчество и большая ответственность. При изготовлении керамики сюрпризы возникают часто. Сейчас мы не будем останавливаться на этом.

В этой статье нас интересует прежде всего роспись. Рассмотрим виды и нюансы росписи керамики.

Керамика Изник, так часто упоминаемая на наших тематических мероприятиях, традиционно покрыта подглазурной росписью. Это означает, что краски (ангобы, цветные глазури) наносятся на подготовленное обожженное изделие, называемое на родине керамики Изник «бисквит», а у нас именуемое «утиль или белье». Главный показатель такого обожженного изделия – его белизна (как правило, используется высококачественная белая глина) и хорошая впитывающая поверхность. Бывая в Турции в мастерских, всегда восхищалась качеством их «бисквитов» - расписывать их одно удовольствие!

Сначала на изделие наносят рисунок: с помощью трафарета (представляет собой рисунок на кальке с дырочками, по которому проводят мешочком с угольным порошком, перенося таким образом рисунок на керамику) или же от руки. Второй этап – нанесение контура рисунка черной или синей краской и лишь затем самое приятное для глаза - роспись.

Традиционно при росписи керамики Изник используют следующую цветовую гамму: коралловый красный, синий (кобальт и ляпис лазурь), бирюзовый и изумрудно-зеленый на белом фоне. На плитке в стамбульских мечетях 16в. мы видим также кое-где в рисунке темно-фиолетовый и коричневый цвет. Со временем эти цвета были вытеснены, поскольку получались не такими яркими и заметными.

После росписи изделия покрывают глазурью, которая после обжига (1050 – 1100 град) превратится в тонкий блестящий слой, защищая и делая краски ярче. При производстве плитки Изник изначально использовалась свинцовая глазурь, дававшая больший блеск.

В наше время столовую керамическую посуду Турции покрывают так называемой пищевой глазурью, не содержащей свинца.
Какие еще виды росписи керамики используются?

Например, надглазурная роспись. В этом случае мы берем уже готовое глазурованное керамическое или фарфоровое изделие и наносим рисунок надглазурными красками. Как правило, это пигменты с флюсом (легкоплавкий состав) в порошке, которые сначала нужно подготовить для росписи. Процесс это непростой, поскольку нужно знать «характер» красок, уметь их растирать и владеть техникой нанесения. Роспись получается акварельной, полупрозрачной. После росписи изделие обжигается в муфельной печи при температуре прим. 650 -900 гр.

Готовые изделия с надглазурной росписью можно смело использовать в быту, например в ванной комнате, в качестве кухонного фартука, на посуде и т.д.

И есть еще один вид росписи – декоративный. Мы берем также готовое глазурованное изделие, как в случае выше и наносим рисунок специальными декоративными красками по стеклу и керамике. На сегодня есть множество производителей, поставляющих разнообразную цветовую палитру. Мне лично нравятся краски Hobby-line KREUL Classic и Pebeo porcelaine 150.

Изделия после росписи декоративными красками для закрепления можно обжечь в домашних условиях, в духовке, при 160 град. После обжига изделие можно использовать как обычно, при условии, что использовались краски на водной основе, не токсичные. В противном случае, получается чисто декоративное изделие, для украшения.

Made on
Tilda