Керамика Изник, так часто упоминаемая на
наших тематических мероприятиях, традиционно покрыта
подглазурной росписью. Это означает, что краски (ангобы, цветные глазури) наносятся на подготовленное обожженное изделие, называемое на родине керамики Изник «бисквит», а у нас именуемое «утиль или белье». Главный показатель такого обожженного изделия – его белизна (как правило, используется высококачественная белая глина) и хорошая впитывающая поверхность. Бывая в Турции в мастерских, всегда восхищалась качеством их «бисквитов» - расписывать их одно удовольствие!
Сначала на изделие наносят рисунок: с помощью трафарета (представляет собой рисунок на кальке с дырочками, по которому проводят мешочком с угольным порошком, перенося таким образом рисунок на керамику) или же от руки. Второй этап – нанесение контура рисунка черной или синей краской и лишь затем самое приятное для глаза - роспись.
Традиционно при росписи керамики Изник используют следующую цветовую гамму: коралловый красный, синий (кобальт и ляпис лазурь), бирюзовый и изумрудно-зеленый на белом фоне. На плитке в стамбульских мечетях 16в. мы видим также кое-где в рисунке темно-фиолетовый и коричневый цвет. Со временем эти цвета были вытеснены, поскольку получались не такими яркими и заметными.
После росписи изделия покрывают глазурью, которая после обжига (1050 – 1100 град) превратится в тонкий блестящий слой, защищая и делая краски ярче. При производстве плитки Изник изначально использовалась свинцовая глазурь, дававшая больший блеск.
В наше время столовую керамическую посуду Турции покрывают так называемой пищевой глазурью, не содержащей свинца.