В наши дни в Самарканде, Гиждуване и Ташкенте народные мастера используют для покрытия изделий в основном свинцовую глазурь - фабричную или собственного изготовления. Риштанские гончары до сих пор употребляют поливу "ишкор", которую изготавливают из золы только им известных кустарников. Мастера в нее добавляют олово, окислы кобальта, меди или железа. В зависимости от сочетания этих добавок с поташем, содержащимся в золе, глазурь "ишкор" приобретает ультрамариновый, бирюзовый, белый, черный или коричневый цвет.
Ни в одном из керамических центров Узбекистана нет такого разнообразия форм изделий, как в Риштане. Ляганы - блюда для плова, косы и шокосы - миски для супа-шурпы, огромные кувшины-хумы для хранения зерна и масла, маслобойки, глубокие сосуды с крышками для кислого молока -кошкулок, кувшины-офтоба для омовения перед молитвой, пиалы, кувшины-кузача для воды, сосуды в виде фантастической птицы - урдак - полет изощренной фантазии кулолов не знает предела.
В далеком прошлом остались магические представления, заключавшиеся в орнаментальных мотивах, но символико-поэтическое содержание их до сих пор известно кузагарам и как своеобразный "код" передается из поколения в поколение. Мастера создают на гончарных изделиях роспись в виде ветви с плодами граната, орнамента из кругов и спиралей - древних символов солнца, луны, вселенной. С XVIII века в росписи керамических изделий появились мотивы кувшинов, чайников, ваз с цветами.
Экспозиции музеев Италии, Венгрии, Франции, Бельгии, России украшают современные произведения риштанских мастеров - живые воплощения традиций голубой керамики эпохи Темуридов. В последние годы работы Набиджона Кодирова - ученика усто Ибрагима Камилова, Рустама Усманова, Шарафутдина Юсупова, Махмуда Азизова видели зрители на выставках в Швейцарии, Германии, Японии и в других странах. Коллекционеры со всего мира стремятся приобрести образцы голубой керамики. Да и любой турист-путешественник не удержится от покупки чуда из глины в одной из риштанских керамических мастерских. Ведь любое рукотворное произведение - уникально, поскольку ни у одного мастера даже в однотипных изделиях не повторяется ни форма, ни орнамент.
Риштан называют колыбелью искусства керамики Ферганской долины. В традициях керамики "ишкор" работает и Музаффар Саидов из кишлака Минор близ Риштана, а в Наманганской области, в старинном селе Гурумсарай, продолжает традиции своего учителя - знаменитого усто Кенжа - старейший мастер Гафурджан Машарипов.
Именно здесь, в Гурумсарае, у усто Махмуда Рахимова несколько лет назад постигал секреты древней технологии изготовления голубой глазури "ишкор" известный керамист из Ташкента, действительный член Академии художеств республики Акбар Рахимов.
В одном из старейших районов столицы Узбекистана - Кукче, на улице Одила Мухтарова находится одна из достопримечательностей города - Дом-музей имени Мухитдина Рахимова. Удивительную жизнь прожил этот замечательный человек - потомственный кулол в четвертом поколении, инженер-технолог керамики, ученый - исследователь. Защитив кандидатскую диссертацию он более сорока лет был старшим научным сотрудником республиканского Института искусствознания. В многочисленных поездках по старинным керамическим центрам, археологических экспедициях он досконально изучил традиционные художественные приемы гончарного искусства Самарканда, Бухары, Ташкента, Ферганской долины. Много лет Мухитдин Рахимов посвятил исследованиям керамики Кушанского периода и эпохи Темуридов. Он написал несколько книг и опубликовал десятки статей об истории керамики Узбекистана и технологии изготовления и обработки гончарных изделий, трактовке различных символов и художественных образов в керамике.
Утренние и вечерние часы каждого дня Мухитдин Рахимов отдавал главному делу своей жизни - работе с глиной за гончарным кругом-чархом и росписи своих работ. Он создал великое множество великолепных произведений, многие из которых воссоздавали стиль кушанского или темуридского времени. На его чашах и вазах парили стаи райских птиц -символы мира и благополучия, переплетался сложный геометрический орнамент или стилизованные арабские надписи, плыли рыбы, символизирующие с древнейших времен богатство и счастье. Традиции, которыми владел усто Мухитдин, все свое мастерство и стремление к совершенству он передал своему сыну Акбару.
Выдающийся художник-керамист, Акбар Рахимов после кончины отца создал на свои средства частный Дом-музей, в котором особое место занимает гончарная мастерская, собраны личные вещи и книги Мухитдина Рахимова, и, конечно, произведения мастера. Здесь же работы самого Акбара и продолжателя династии кулолов Рахимовых в шестом поколении, внука усто Мухитдина Алишера. За плечами этого еще молодого талантливого художника одиннадцать выставок в родном Узбекистане, в Японии, Германии, Франции. Продолжая семейные традиции, он работает то в стиле лощеной керамики эпохи Кушана, то в стиле голубой темуридской керамики, экспериментирует в воссоздании ташкентской резной керамики V века, создает серии произведений по мотивам стиля "кашгари".
В гостеприимном доме Рахимовых как завет всем потомкам-кулолам помнят слова усто Мухитдина Рахимова: "Каждое изделие - из глины. Но нельзя забывать, что творец должен не только любить ее всем сердцем, но и помогать ей облекаться в нужную форму".