Абсолютная красота

О значении красоты в искусстве и жизни человека
«Через красоту имеете Свет»

Н. Рерих

Красота играет огромную роль в духовном совершенствовании человека. Но в наше время она утратила свое высокое предназначение и понимается как некое украшательство, внешний блеск.

В Древнем же мире красота воспринималась как источник жизни. Египтяне оберегали свои души и взоры от некрасивых вещей, понимая, что красота духа равна красоте космоса. Великая античная культура была основана на культе красоты.

В древнегреческой философии возникла идея красоты как космического явления, и была создана духовная иерархия ценностей, выраженная в триединстве – истины, добра и красоты. Само слово «космос» в переводе с греческого означает «красота», «гармония», «порядок».

Сущность красоты заключается в создании гармонии в космосе и человеке, его внутреннем мире. Перефразируя Достоевского, красота спасет мир тем, что формирует из хаоса – космос (порядок, гармонию) и этот процесс происходит во внутреннем мире человека, отражаясь затем в мире внешнем.

Рерихи считали необходимым постоянное стремление к прекрасному, где жизнь основывается на красоте, красоте возвышенной, осознанной, то есть утвержденной в сознании человека. Красота и культура неразрывно связаны.

Искусство, как неотъемлемая часть культуры, призвано быть в первую очередь духовным, то есть передавать красоту, создавать гармонию и нести смыслы.

Искусство – это умение внести изначальный смысл в красоту этого мира. Такое определение дано на сайте школы духовного развития Сорадение.

Изначальный смысл – это смысл, заложенный с изначалья, без искажений и подмен, характерных для человеческой истории.


Визуальное великолепие искусства Востока и в частности, исламского искусства, а также производимый им эффект на чувства и души людей легко объяснимы этим определением.

Исламское искусство в высшей степени духовно. Архитектура, декоративно-прикладное искусство, орнаменты в каждой своей детали воспевают Божественное (Абсолютное), Красоту, Вечность, Рай, то есть, по сути привносят небеса на Землю.
Изначальный смысл был заключен в каждом произведении, поскольку в Древнем Мире все имело свое значение, свой смысл. Декоративная функция была подчинена функции смысловой – напоминать человеку о величии Бога, о бесконечности бытия, абсолютной красоте и гармонии мироздания.

Спустя века люди все также интуитивно чувствуют значимость и величие произведений искусства и восхищаются некогда созданным. Почему? Архитектура мечетей, орнаменты, мозаика созданы по принципу божественной эстетики – гармонии фракталов.

Что же такое фрактал? Фракта́л (лат. fractus — дроблёный, сломанный, разбитый) — множество, обладающее свойством самоподобия (объект, в точности или приближённо совпадающий с частью себя самого, то есть целое имеет ту же форму, что и одна или более частей).

Фракталы встречаются в живой и неживой природе и, как отражение, в искусстве. Это горные вершины и снежинки, кристаллы, цветы и деревья, плывущие по небу облака и многое другое…

Фракталы олицетворяют собой ту самую абсолютную красоту, отражая гармонию Космоса. Именно поэтому завораживают наш взгляд, погружают в глубину, восхищают до глубины души. Будят память…
Такое же восхищение вызывают устремленные ввысь минареты мечетей, украшенные ажурным узором массивные деревянные двери, расписная плитка дворцов, тончайший узор бесконечно переплетающегося орнамента тканей, ковров, ювелирных украшений. Вечная ткань бытия..

В основе орнамента лежит ритм, повторяемость, фрактальность, высшая гармония. И идея бесконечности, настоящий гимн вечности и самой жизни.

«Орнамент невесом, но в нем заключена сила» писал Д. Гудвин в своей книге «Величие и крах Османской империи».

Радость, возникающая при взгляде на ажур орнамента, – это память. Глубинные воспоминания о едином Узоре, едином поле Древнего Мира. О Золотом веке Земли.

Красота, как важное понятие в искусстве ислама, имело не только визуальный эффект. В первую очередь ценилась красота внутренняя, духовная. Это выражалось иносказательно в изысканно украшенных интерьерах дворцов и внутренних дворов с благоухающими садами за внешними, зачастую ничем не примечательными стенами.

Райские сады керамической плитки Изник являются настоящим гимном красоте, но каждый цветок скрывает и вполне определенное послание, снова делая отсылку к внутреннему содержанию, к смыслам.
Мир Древнего Востока метафоричен, полон тонких полунамеков и визуальных посланий, обращенных в первую очередь к сердцу и душе человека.

Искусство сквозь века взывает к лучшему в человеке, пробуждает, поддерживает, вдохновляет и напоминает о главном – красоте духовной.



Made on
Tilda