Краски востока

Орнаменты османской империи.
История, мотивы, символика.

«Орнамент— фундаментальные ценности всех эпох, всего человечества, объединяющие прошлое с настоящим.»
Доктор искусствоведения М.А. Некрасова.
Османский декоративный стиль - средоточие великих культур и цивилизаций, отразивший мировоззрение и лучшие изобразительные традиции Ближнего и Дальнего Востока.
Значительная часть орнаментов османского декоративного искусства основана на символических и геометрических элементах, происхождение которых берет начало в древней Азии и Анатолийских цивилизациях. Это мотивы в виде пяти-, шести- и восьмиконечных звезд, треугольник, круг, спираль, печать Соломона в различных вариациях.
Каждая из изображаемых фигур имела свое значение. Так, узел представлял собой соединение двух начал. В буддизме и мусульманской культуре узел трактовался как "узел счастья". Круг олицетворял солнце и всю небесную сферу, бесконечность и круговорот бытия. У мусульман круг олицетворял всевидящее Божье око. Квадрат отражал основы мироздания, то есть 4 стороны света. Спиралевидный орнамент являлся прототипом движения некоторых небесных тел.
Геометрический дизайн (гирих) представлял собой общее космологическое изображение мира и вселенной.
Источником вдохновения для османских художников служили сельджукские традиции, персидские, монгольской династии Тимуридов, дальнего востока и тюркменских государств.
Все орнаменты следуют одним и тем же архетипическим принципам. Эти принципы прослеживаются в биоморфных декоративных элементах разных культур по всему миру.
В центре биоморфных композиций Востока (ислими) находятся 3 ключевых элемента:

  • Бесконечная спираль

Движение спирали вдохновлено непрерывным круговоротом природы.
Спираль берет начало из источника подобно растению, растущему из семени навстречу свету. Это центробежное движение отражает развитие творения, движение к бесконечности.

  • Симметрия и структура

Как только изображен фрагмент спирали, он начинает повторяться, и заполняет всю поверхность стены или купола. Симметрия является фундаментом для построения гармоничного дизайна и иллюстрирует завершенность и совершенство, а также стремление к целостности.

  • Ритм и баланс

Паттерны орнамента ислими покрывают поверхность подобно мозаике, четко следуя ритму и структуре. Ни один из элементов дизайна не выделяется и не главенствует; орнамент как будто вибрирует, совершая волнообразное движение подобно морю. Этот эффект создается путем повторения и тщательной компоновки элементов.
Один из самых известных разновидностей ислими называют "Руми" (термин, принятый в Турции и Персии).
Руми – творение сельджуков из Центральной Азии, прототипом которого являются наскальные изображения животных и птиц азиатских охотников и турков-уйгуров. Завоевав Анатолию в 10 веке и приняв ислам, сельджуки стилизовали крылья и клюв птиц и создали на их основе дизайн Руми (означающий «румский», т.е. анатолийский). Этот мотив развивался и дополнялся в последующие века, распространяясь по всему исламскому миру.
В 1453 году Константинополь был завоеван турками-османами. Султаны поддерживали и развивали искусство при дворе, привлекали лучших художников из завоеванных стран и провинций. Среди прочего в придворных орнаментах были использованы элементы византийской росписи. Так, исламский ислими – переработка византийского аканфа, превратившегося в изящные завитки, распространяющиеся по всей поверхности.

На византийскую орнаментику же оказал влияние арабо-мусульманский стиль. Например, мотив аканфа приобретает зачастую арабский вид спирали с закрученными листочками и цветами, похожей на музыкальные ноты.

Эта орнаментика собрала воедино предшествующие орнаментальные традиции - взаимодействие римской культуры и греческого эллинизма, индо-персидских влияний и арабско-мусульманского мира.

Для орнаментов того времени характерна восточная насыщенность, изобильность, пышность. Сочные тона, изобилие деталей. Византия вдохновлялась орнаментами Персии и в большом количестве заказывала персидские ткани. А византийские художники умело использовали стилизованные отдельные элементы этих паттернов в декоративной отделке зданий и помещений.
В мастерских Стамбула 16 века расцветает гений придворных художников, и разрабатываются удивительные цветочно-растительные орнаменты, вдохновляющие людей по всему миру и по сей день. Это время называют османским Ренессансом.

Натуралистичные цветочные композиции и изображения растений на керамике напоминают прекрасный райский сад. Цветочные орнаменты олицетворяют лежащий в основе порядок и целостность природы.

Излюбленными элементами цветочной росписи являются тюльпаны, гвоздики, розы, гиацинты, амариллисы, цветы груши, персика, ирисы. Тюльпан, гвоздика и гиацинт - уроженцы степных и горных районов и их использование - отголосок искусства кочевников, которые составляли часть населения Малой Азии.

Тюльпан – олицетворение красоты и совершенства. Недаром этот цветок является символом Турции и является священным. Султаны придавали огромное значение понятию «райский сад» и красоте своего окружения и первые культивировали цветок, создав огромное количество новых сортов и разновидностей. Стамбульские тюльпаны считались тем красивей, чем выше и тоньше были лепестки. Их сравнивали с остриями сабель, с изгибом женских бровей или с изящными арабскими буквами. 17 век, стал «Эрой тюльпанов» в Турции, провозгласившей поклонение этому цветку.
Использование в росписях розы – цветка, необычайно популярного на всем Ближнем Востоке, и плода граната, согласно бытовавшим в этих странах воззрениям, символа райской жизни, следует ставить в связь со старыми традициями в искусстве Малой Азии.

Роза наряду с тюльпаном также считается священным цветком. В исламской религии кожа султана пахнет розами, а его пот – это «розовая вода» Подношение и распыление розовой воды отражает символизм этого верования.
Другой популярный элемент росписи, хатай, – пышный цветок, изображаемый в вертикальном срезе. Хатай был заимствован в китайском Туркестане и на основе его впоследствии в османской империи возник мотив росписи, изображающий хатай с остроконечными зазубренными листьями саз, антилоп, птиц и волшебных существ. Дизайн был разработан придворным персидским мастером Шах Кулу и означал по одной из версий мифический зачарованный лес у тюркских народов.
Изникской росписи 16 века присуща удивительная филигранность, сочность красок, мастерство исполнения. Живость и натуралистичность цветочных композиций создают эффект движения и изящества. Так исследователь Э.К.Кверфельдт, тонко чувствовавший прекрасное, отразил это довольно поэтично:

«На упругих стеблях рдеют махровые шапочки шиповника, сопровождаемые стройными и усатыми бутонами. В энергичном порыве рвутся ввысь пылающие тюльпаны, и их узкие, гибкие, заостренные листья подчеркивают всю силу движения. Торжествуют пламенеющие гвоздики, и вдруг откуда-то вырывается жидкий стебелек степного гиацинта со своими редко расположенными на кисти цветками в виде мелких звездочек, торопливо пересекая эту живую и упругую сетку из листьев и стеблей».
Наряду с изобразительной выразительностью в 18 веке каждый цветок в Османской империи заключал в себе поэтическое послание. Европейские путешественники того времени отмечали красоту языка цветов, существовавшего в Османской империи. Например, леди Уортли Монтэгью, удивительный тонкий и умный наблюдатель своего времени, писала об этом турецком обычае в письме своему английскому другу 16 марта 1718г:

«Нет ни одного цвета, цветка, травы, фрукта или растения, которое не описывалось бы в подобных стихах; и вы можете ссориться, упрекать, или послать письмо о своей страсти, дружбе или вежливости или даже новости, не обмакивая пальцы в чернила».

Так гвоздика означает: "Я давно влюблен в тебя, но ты не знаешь об этом"

Нарцисс: "Сжальтесь над моей страстью"

Роза: "Будьте благословенны! Пусть все печали уйдут!"

В османской дворцовой поэзии тюльпан, нарцисс, лилия или бутон розы – метафоры для описания глаз, языка, губ возлюбленного человека.


Османский декоративный стиль, культивировавшийся при дворе султанов, оказал огромное влияние на искусство Европы.
Фаянсовые изделия, изготовленные в Изнике и Стамбуле, распространялись по всей османской империи. Подмастерья становились мастерами, уезжали на родину и создавали мастерские, перенося изникский стиль на свои изделия. Турецкую изникскую роспись воссоздавали в Италии, Греции, Испании, Тунисе и пр. странах.
Турецкие ковры, текстиль, керамика с радующими глаз орнаментами являются частью материальной культуры Европы и Запада вот уже пол тысячелетия.
Богатство орнамента, включающего небесный и земной рай, помогает донести послание, что отражая религиозную и культурную многогранность и тонкость османской цивилизации, османское искусство вместе с тем разговаривает с нами ясным и понятным языком. Концепция "других", ставшая причиной всех страданий и разрушений на политическом поприще, к счастью исчезает, стоит нам понять нашу связь с другими культурами.
"Спустя века произведения османского искусства продолжают восхищать нас, кем бы мы ни были, к какой культуре бы ни принадлежали с актуальностью и свежестью, позволяющей всякому великому искусству преодолевать пространство и время, культуры и верования. Художники османской империи жили много веков назад, в иное время, но это были такие же люди, как и мы. То, что восхищало, вдохновляло и двигало ими, также восхищает, вдохновляет и двигает нами. Их послание красоты и мудрости звучит сквозь века как доказательство единства и объединяющей роли орнамента».
Автор статьи

Ирина Казаковцева

Исследователь искусства османской Турции , автор АРТ-проекта "Авторская керамика Востока", посвященного искусству и философии Востока.
Подписка на рассылку
Обещаем отправлять письма не чаще 1 раза в месяц!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Copyright © 2024 Все права защищены. Vostok Art Design.
Казаковцева Ирина Вячеславовна, ИНН 623006014452

Политика в отношении обработки персональных данных
Made on
Tilda