Искусство каллиграфии
На Древнем Востоке страницы священного Писания переписывались от руки и требования к переписчикам Корана были довольно высокими.
Каллиграфическому письму обучались под руководством наставника годами. Это было целое искусство, требующее полной отдачи.
Для мастера – каллиграфа росчерк его инструмента, калама, был символом, передающим мистерию самого творения. В буквах Алиф, Лям, Мим само бытие и все законы причины и следствия этой вселенной. Божественное Слово заключено в этих буквах, и каллиграф обязан с помощью своего инструмента и чернил уметь передать его символизм и значение.
Небывалого расцвета каллиграфия достигла в Османской империи.
Османские каллиграфы вкладывали душу в свое искусство. Ученики практиковали каллиграфию путем постоянного оттачивания навыков, воспроизводя работы своего мастера. Считалось, что без любви к ежедневной практике нет пути к мастерству и познанию божественной реальности. Рождение линий и форм на белом листе, практически из пустоты, было сродни сакральному акту, передачи воли Бога.
В своих работах османские каллиграфы оттачивали мастерство 6 основных почерков: сульс или сулюс («одна треть», использовался для украшения), насх («переписывание», использовался для переписывания Корана), мухаккак («правильный, прямой» - орнаментальный стиль), рейхани («базиликовый»), тевки и рикаа («лоскутик»).
Был создан и собственный дизайн каллиграфических надписей, ставший, начиная с 16 века отличительной особенностью османской школы каллиграфии.
Например, почерк дивани, разработчиком которого называют каллиграфа Ибрагима Мунифа, творившего при Сулеймане I Великолепном (1520–1566).
Стиль был назван дивани (т.е. «придворный»), так как использовался в Османском диване при написании указов и постановлений. И был популярен еще по причине сложности его фальсификации – буквы переплетались, из-за чего его было трудно не только писать, но и читать.
Мастера каллиграфии
Известными мастерами каллиграфии Османской империи были жившие в разное время Шейх Хамдулла – учитель султана Беязада II, называемый «отцом османской каллиграфии», Ахмед Карахисари, Хафиз Осман, Йедикулели Саид Абдулла и его ученик Фрикапили Мехмед Расим.
Их работы увековечены в надписях мечетей Стамбула и прекрасных работах, выполненных с необыкновенным изяществом и любовью.
Хамидулла, Ахмед Карахисари и др. развили до совершенства стандартный тип Корана, переписываемого «насхом», создали новые монументальные надписи «сульсом» и «мухаккаком». Коран, переписанный Ахмедом Карахисари, хранится в настоящее время во дворце Топкапы в Стамбуле.
Султаны, будучи еще шехзаде, обучались искусству каллиграфии и некоторые из них также известны своими искусными работами. Так, довольно высоко ценилась тугра, созданная султаном Ахмедом III.