Арабская каллиграфия
Османская каллиграфия
" Каллиграфы никогда не умирают. Их души блуждают на границе двух миров, не в силах расстаться со своими инструментами. И если пророки – рупор Господа, то каллиграфы – Его калам, ибо пишут они под диктовку Всевышнего…

Из книги "Ночь каллиграфов" Ясмин Гата
Что такое каллиграфия

Арабская каллиграфия – древнейший тип письма и традиция, имеющая большое значение в мусульманском мире. Зародилась эта традиция в VII в. н.э. вместе с необходимостью записывать и распространять учения Священного Корана.

Мусульмане верят, что письмо — видимое воплощение слова Бога, сакральное искусство, обязанное своим появлением божественному вмешательству.

«Во имя Аллаха, милостивого, милосердного» (Бисмиллахи-р-рахмани-р рахим) - с этой фразы открывается Коран и начинается большинство его сур. Пожалуй, это одна из важнейших фраз, несущих мощную смысловую нагрузку для верующего.

Источником вдохновения для каллиграфов были помимо цитат из Корана также хадисы — предания о деяниях пророка Мухаммада и его словах.

За свою тысячелетнюю историю из способа письменного общения арабская каллиграфия превратилась в особый вид искусства, нашедший свое отражение в живописи, архитектуре и дизайне.

Помещенные при входе в зданиях, школах, мечетях и зачастую вплетенные в орнамент, каллиграфические надписи несли в себе визуальную красоту и передавали Смыслы, обладающие особой энергетикой. Это была сила божественного Слова в действии.

работа мастера Елены Рубан
Искусство каллиграфии

На Древнем Востоке страницы священного Писания переписывались от руки и требования к переписчикам Корана были довольно высокими.

Каллиграфическому письму обучались под руководством наставника годами. Это было целое искусство, требующее полной отдачи.

Для мастера – каллиграфа росчерк его инструмента, калама, был символом, передающим мистерию самого творения. В буквах Алиф, Лям, Мим само бытие и все законы причины и следствия этой вселенной. Божественное Слово заключено в этих буквах, и каллиграф обязан с помощью своего инструмента и чернил уметь передать его символизм и значение.

Небывалого расцвета каллиграфия достигла в Османской империи.

Османские каллиграфы вкладывали душу в свое искусство. Ученики практиковали каллиграфию путем постоянного оттачивания навыков, воспроизводя работы своего мастера. Считалось, что без любви к ежедневной практике нет пути к мастерству и познанию божественной реальности. Рождение линий и форм на белом листе, практически из пустоты, было сродни сакральному акту, передачи воли Бога.

В своих работах османские каллиграфы оттачивали мастерство 6 основных почерков: сульс или сулюс («одна треть», использовался для украшения), насх («переписывание», использовался для переписывания Корана), мухаккак («правильный, прямой» - орнаментальный стиль), рейхани («базиликовый»), тевки и рикаа («лоскутик»).

Был создан и собственный дизайн каллиграфических надписей, ставший, начиная с 16 века отличительной особенностью османской школы каллиграфии.

Например, почерк дивани, разработчиком которого называют каллиграфа Ибрагима Мунифа, творившего при Сулеймане I Великолепном (1520–1566).

Стиль был назван дивани (т.е. «придворный»), так как использовался в Османском диване при написании указов и постановлений. И был популярен еще по причине сложности его фальсификации – буквы переплетались, из-за чего его было трудно не только писать, но и читать.


Мастера каллиграфии

Известными мастерами каллиграфии Османской империи были жившие в разное время Шейх Хамдулла – учитель султана Беязада II, называемый «отцом османской каллиграфии», Ахмед Карахисари, Хафиз Осман, Йедикулели Саид Абдулла и его ученик Фрикапили Мехмед Расим.

Их работы увековечены в надписях мечетей Стамбула и прекрасных работах, выполненных с необыкновенным изяществом и любовью.

Хамидулла, Ахмед Карахисари и др. развили до совершенства стандартный тип Корана, переписываемого «насхом», создали новые монументальные надписи «сульсом» и «мухаккаком». Коран, переписанный Ахмедом Карахисари, хранится в настоящее время во дворце Топкапы в Стамбуле.

Султаны, будучи еще шехзаде, обучались искусству каллиграфии и некоторые из них также известны своими искусными работами. Так, довольно высоко ценилась тугра, созданная султаном Ахмедом III.


работа османского мастера Карахисари
Тугра

Одной из вершин османского каллиграфического искусства стала знаменитая тугра (tuğra) – персональный знак правителя, содержащий его имя, происхождение и титул.

Вот, что говорит о тугре википедия: «Со времени улубея Орхана I, прикладывавшего к документам оттиск ладони, погружённой в чернила, вошло в обычай окружать подпись султана изображением его титула и титула его отца, сливая все слова в особом каллиграфическом стиле — получается отдаленное сходство с ладонью. Оформляется тугра в виде орнаментально украшенной арабской вязи (текст может быть и не на арабском языке, но и на персидском, тюркских и др.). За подделку тугры в Османской империи полагалась смертная казнь.».
Если проследить изображения тугры правителей османской империи с самого начала, можно увидеть, как совершенствовалось искусство написания Тугры.

Известна тугра еще со времен правления сельджуков как символ собственности и изображает, как считается, лук и стрелы. Заимствованная у сельджуков, Тугра в обязательном порядке присутствовала на фирманах – письменных указах османских султанов, подтверждая власть и подлинность документов.

Произведения

Каллиграфия отвечала запросам не только образованных людей, но также использовалась в работах для обычных людей, создавая образы с более упрощенным визуальным эффектом. Каллиграфические рисунки преобразовывали религиозный текст в изображение мечети, письменное изложение в человеческое лицо. Так оригинально и безыскусно обходили запрет на представление в изобразительной форме.

В 1920- годы латинский шрифт заменил арабский в письме, каллиграфия перестала быть источником вдохновения и как вид искусства была забыта на многие годы.

В настоящее время наблюдается возрождение каллиграфии и растущий интерес к современной интерпретации стилей и форм написания божественного Слова.

Каллиграфия – явление уникальное. С одной стороны, это искусство, стремящееся к самовыражению, с другой – точно выверенная наука. Существуют определенные каноны, связанные с пониманием совершенства – одного из основных важнейших понятий искусства ислама. Совершенство каллиграфии основано на балансе, на математических принципах, на принципе золотого сечения.

Вместе – искусство и наука – создают восхитительные произведения, несущие в мир гармонию, вдохновение и благость, напоминающие человеку о совершенстве созданного мира.


И в завершение чудесный отрывок из книги Ясмин Гата "Ночь каллиграфов" как гимн неизменно прекрасному и, такому нужному для мира культуры, искусству:

"На самом деле каллиграфия вполне способна передать чувственный настрой нового времени, древнее искусство не ушло в прошлое, оно развивается. Каллиграфы существовали и будут существовать всегда. Только они и никто более способны установить контакт между Богом и людьми."


Made on
Tilda