Армения

Хачкары

Древнее искусство и философия
Хачкар - «Это вертикальная каменная плита, устанавливаемая на открытом пространстве, с четкой ориентацией относительно четырех сторон света, плоская западная грань которой покрыта резной композицией, состоящей из центрального креста в окружении растительного и геометрического орнамента, нередко с изображением птиц, зверей и людей.»
Хачкар – это культурный феномен Армении и святыня для верующего армянина. В 2010 году внесен ЮНЕСКо в «список нематериального культурного наследия человечества».

Первые кресты и крестные композиции появились в Армении в 4 веке. Но последовавшее затем двухвековое арабское иго со строгим запретом на использование креста вне церквей свело на нет процесс распространения хачкаров.

Окончательно искусство создания хачкаров сформировалось в 9 веке, расцвело в 12 -13вв. и просуществовало до 18 в. До наших дней сохранились сотни хачкаров, раскинувшихся по всему армянскому нагорью. Хачкары устанавливались на открытом пространстве и были доступными святынями для верующих. Идея состояла в том, что к кресту можно было прикоснуться, находиться в непосредственной близости от святыни.

Как бы это странно сейчас не звучало, но крест в античном мире считался орудием казни и позора. В армянской церкви существовал особый культ креста и присутствовало традиционное поклонение скале, горе или камню. Все это способствовало популяризации креста и появлению хачкаров.

Раннехристианская Армения придавала большое значение образу, предназначенному взывать к неграмотной пастве, читавшей хачкар как книгу.

Вертикальный крест изображался на возвышенностях, украшенный пальметтами и цветками лилий, а крылья и перекрестья подчеркивались круглыми уступами.

Вертикальный крест совместил в себе победоносность креста и его спасительную функцию, представив центр вселенной: древо жизни, возведенное на вершину райской горы.



Появление хачкаров совпало с ослаблением арабского ига, как признак перемен.

Признаки первых хачкаров: гладкий фон, рельефное изображение на нем, без плетеного орнамента. Хачкарная надпись показывает, что значительная часть первых хачкаров была воздвигнута влиятельными лицами в назидание общине.

Крылья креста представляют пальмовые ветви, сверху и с низу «растут» пальметты и переплетающиеся широкие ленты. Образцами для подражания служили часто работы ювелиров и ткачей, а также венки, букеты, для ритуалов.

В 12 веке происходит расцвет хачкарного искусства. В это время хачкары устанавливают преимущественно на кладбищах и располагают на постаментах лицевой стороной к западу, чтобы взгляд усопшего был устремлен на крест.

В народе хачакарам зачастую помимо основного значения приписывали особые свойства. Например, особенно почитались хачкары, излечивающие от болезней – «аменапркич» (Всеспаситель), «Азахачер», «Синие», «Ветряные», а также «Яростные» кресты, предотвращающие стихийные бедствия.

Перед установкой хачкар благословляли. Считалось, что бездушный предмет не может представлять силу, пока в нем нет Божественного благословления. Для установки хачкара необходимо было получить разрешение, за плату.

Хачкар освящали вином, что воспринималось как помазание божественной кровью, и именно после этого ритуала он становился священным.

Крест в композиции был центральным компонентом. Для раннего средневековья был характерен вытянутый крест, украшенный растительным накладным орнаментом. Крылья креста украшались цветками в виде ромашек, розетками, лилиями и пальметтами.

В 11 в. трилистник видоизменяется, становясь похожим на почку, что придает всему кресту вид распустившегося дерева. Так мы знаем сегодня множество композиций «процветшего» креста.

Хачкары украшались хораном и карнизом, каждый из которых нес свою функцию. Хоран являлся как бы вместилищем для креста, символизировал небесную и космическую сущность креста. На карнизе зачастую изображались знаки светил: солнце и луна, реже звезда, библейские образы, ангелы.

Орнаменты под крестом представляли изображения лестничных постаментов, треугольников, розеток и пальметт. Самыми распространенными были розетки.

Розетки имели выпуклую форму и символизировали поминальный стол (или стол-поднос), Землю, семя, Голгофу, райскую гору Откровения, солнце, звезды и космос.

На некоторых хачкарах встречается крест, упирающийся в змею, символизирую победу или окружается с двух сторон змеями, символизируя защищенность райского сада.

В нижней и верхней части креста часто изображаются птицы: как правило пары куропаток, голубей и павлинов, представляющих священную небесную сферу (верх хачкара), небесный сад, бессмертие душ – все, что можно достичь при посредничестве креста.

Хачкары снабжали также надписями, открыто покрывающими поверхность или же как бы спрятанными среди орнамента. Некоторые имели мистический характер, представляя собой тайнопись, другие же свидетельствовали о поводе установки хачкара, обстоятельствах, содержали просьбу-наставление.

Пожалуй самой яркой особенностью хачкара наряду с самим крестом является бесконечный орнамент, созданный выпуклыми переплетенными линиями, пальметтами, розетками. Так создается иллюзия бесконечности, целостности композиции.


Крест, как уже описывалось, занимает центральное положение. Он как бы упирается в пальметты и розетку (треугольник, постамент, лестницы и т.д.). Ниже креста располагаются Адам и смертные, животные, водоплавающие или наземные птицы, пресмыкающиеся.

В верхней части креста изображаются обычно гроздья винограда, плоды граната или стилизованные узоры. В верхней части хорана или на карнизе высекались солнце, луна, изображения Христа, Богородицы, святых, райских птиц.

Внутри композиции есть движение снизу вверх: от земного к небесному, от мирского к священному, от смерти к бессмертию. Крест же выступал в качестве универсального посредника между верующим и Богом. Таким образом, структура хачкара несет глубокий смысл и отражает главный замысел хачкарной композиции.

В раннем средневековье крест выступал символом виноградной лозы и давильни. Виноград символизирует божественный плод и божественную кровь. С 12 века широко применяется и изображение плодов граната. Этому способствовало то, что и гранат и виноград – источники вина, несут в себе христианскую аллегорию. Виноградно-гранатовая символика и птицы в саду олицетворяют небесный рай, куда попадают души истинно верующих- то есть сад-виноградник, в котором крест – виноградная лоза и давильня, а верхняя часть хачкара и карниз – небесный рай.

Средневековые армянские богословы представляли крест как Древо жизни с цветами, плодами и хачкары изображали такие кресты – райские Древа жизни, цветущие, покрытые листвой, плодоносящие. Так, каждое крыло креста разветвляется надвое и завершается узором из виноградного трилистника и цветочного кокона.

Крест – древо определяет иерархию растений, животных, людей, цикличность процессов, отражая устройство мира.

Образ птицы на хачкарах (пеликан, феникс) олицетворяет воскресение Христа и воскресение верующих в целом. Птицы проливают свою кровь, чтобы возродиться, так же и Христос пролил кровь во имя человечества и воскрес.

До 15 века мастера «прятали» свои имена, размещая их в незаметных местах или прямо среди орнамента. Начиная с 15 и до 17 вв. имена мастеров стали располагаться в центральной части. Часто заказчики были заинтересованы в этом, т.к. хачкар у мастера стоил немалых денег.

Создание хачкара предполагало знания и навыки архитектора-строителя, камнетеса, т.е. требовало обширных умений. Известные мастера, такие как Вард, Вецик, Хачинек, Ваграм, Момик, Меликсет и др., обладали этими знаниями. Мастера выполняли заказы по всей стране, часто это были целые группы ремесленников. И среди мастеров были как миряне, так и священнослужители.

До наших дней дошли прекрасные работы мастера Момика (1304 -1312гг.) – известного архитектора, писца ми миниатюриста. Его отличительный знак – мелкие, сетчатые и безупречные растительно-геометрические орнаменты, антропологическая точность скульптурных элементов, воздушность. Благодаря тому, что мастер указывал свое авторство, сегодня мы знаем его работы и стиль.




По материалам книги "Хачкар" Гамлета Л. Петросяна
Made on
Tilda