Крест, как уже описывалось, занимает центральное положение. Он как бы упирается в пальметты и розетку (треугольник, постамент, лестницы и т.д.). Ниже креста располагаются Адам и смертные, животные, водоплавающие или наземные птицы, пресмыкающиеся.
В верхней части креста изображаются обычно гроздья винограда, плоды граната или стилизованные узоры. В верхней части хорана или на карнизе высекались солнце, луна, изображения Христа, Богородицы, святых, райских птиц.
Внутри композиции есть движение снизу вверх: от земного к небесному, от мирского к священному, от смерти к бессмертию. Крест же выступал в качестве универсального посредника между верующим и Богом. Таким образом, структура хачкара несет глубокий смысл и отражает главный замысел хачкарной композиции.
В раннем средневековье крест выступал символом виноградной лозы и давильни. Виноград символизирует божественный плод и божественную кровь. С 12 века широко применяется и изображение плодов граната. Этому способствовало то, что и гранат и виноград – источники вина, несут в себе христианскую аллегорию. Виноградно-гранатовая символика и птицы в саду олицетворяют небесный рай, куда попадают души истинно верующих- то есть сад-виноградник, в котором крест – виноградная лоза и давильня, а верхняя часть хачкара и карниз – небесный рай.
Средневековые армянские богословы представляли крест как Древо жизни с цветами, плодами и хачкары изображали такие кресты – райские Древа жизни, цветущие, покрытые листвой, плодоносящие. Так, каждое крыло креста разветвляется надвое и завершается узором из виноградного трилистника и цветочного кокона.
Крест – древо определяет иерархию растений, животных, людей, цикличность процессов, отражая устройство мира.
Образ птицы на хачкарах (пеликан, феникс) олицетворяет воскресение Христа и воскресение верующих в целом. Птицы проливают свою кровь, чтобы возродиться, так же и Христос пролил кровь во имя человечества и воскрес.
До 15 века мастера «прятали» свои имена, размещая их в незаметных местах или прямо среди орнамента. Начиная с 15 и до 17 вв. имена мастеров стали располагаться в центральной части. Часто заказчики были заинтересованы в этом, т.к. хачкар у мастера стоил немалых денег.
Создание хачкара предполагало знания и навыки архитектора-строителя, камнетеса, т.е. требовало обширных умений. Известные мастера, такие как Вард, Вецик, Хачинек, Ваграм, Момик, Меликсет и др., обладали этими знаниями. Мастера выполняли заказы по всей стране, часто это были целые группы ремесленников. И среди мастеров были как миряне, так и священнослужители.
До наших дней дошли прекрасные работы мастера Момика (1304 -1312гг.) – известного архитектора, писца ми миниатюриста. Его отличительный знак – мелкие, сетчатые и безупречные растительно-геометрические орнаменты, антропологическая точность скульптурных элементов, воздушность. Благодаря тому, что мастер указывал свое авторство, сегодня мы знаем его работы и стиль.